Было куда лучше, чем я ожидала.
Я боялась, что будет какой-нибудь Метод, и ему надо Следовать. Так сказать, Правильная "линия партии", а я вдруг окажусь с ней не согласна. А вышло и так, и не так. Как метафора кривых зеркал, где какое-то совсем маленькое искажение может изменить все.
Я опасалась наткнуться на кривое зеркало - а оно оказалось настоящим.
Основные принципы кризисной линии:
Мы не даем советов.
Мы не учим людей жить и не говорим им, что делать.
читать дальшеМы ни в коем случае не занимаемся терапией по телефону - у нас нет на это ни квалификации, ни подходящих условий.
Наша задача:
Выслушать, активно. Понять, прояснить общую и достаточно полную картину происходящего.
Отразить человеку его же эмоции, чтобы он сам смог их осознать.
На основе всего этого, помочь ему разработать способы облегчить ситуацию.
Найти свои ресурсы - внутренние или внешние. И если нужны внешние, то вот список.
Интересно, что я наслышана о русских "психолухах": людях с разрозненным психологическим образованием, применяющим его направо и налево. Например, стало модным диагностировать реакции и типы поведения: это защитная реакция / свидетельство страха / невротизм. Сама этим грешу...
Так вот, на кризисной линнии категорически предлагают этого не делать.
Эмпатия - а не сочувствие; анализ ситуации без вынесения оценок.
И еще я очень боялась модуля по самоубйству. Потому что от нас на каждом звонке требуется спросить об этом, и я думала, нам скажут, что нужно человека остановить любой ценой. А я верю, что люди имеют право и на уход из жизни тоже.
Но они совсем иначе это подали.
Что звонок в анонимную кризисную линию - это всегда просьба о поддержке или помощи. И если человек звонит, то он не уверен. Он хочет найти причины жить, и именно в этом мы и должны помочь. А что он сам затем сделает, повесив трубку - это уже его личный выбор. И именно поэтому, даже если человек позвонил после того, как принял львиную дозу лекарств или стоя на балконе, я теперь с чистой совестью передам его координаты в службу чрезвычайного реагирования. Потому что те, кто уверен, что действительно хочет уйти - не станут звонить в такой момент. А в необратимых решениях нужно иметь уверенность.